Депрессия. Испытание унынием

Ольга Курова

Осень неоспоримо входит в свои права. Моросящий за окном мелкий дождик, ледяные бездыханные батареи и ранняя темнота тщательно испытывают нервы на прочность. Деревья на городской аллее отдают земле долги безропотно, по первому дуновению ветерка сбрасывая в грязь тяготящие их золото и багряницу. Птицы, следуя заложенному в них могучему инстинкту, послушно собираются в стаи, готовясь к перелету в теплые края. А что же венец природы? Да вот и он - сидит, нахмурившись, с тоской взирая на закипающий чайник. Добавленные в чашку ложечка меда и капелька кагора несколько освежают землистый цвет его лица, но это ненадолго. Напившись, изгнанный Адам отводит опустошенный взгляд в угол, демонстрируя окружающим полную апатию. Количество сигарет в пачке, торчащей из его кармана, стремительно уменьшается, а горка окурков в импровизированной пепельнице-пивной банке заметно растет. "Не трогайте Илюху, - предупреждают опытные сотрудники его отдела, - у него снова депрессия". А самые опытные уточняют: "Сезонная".

Депрессия, метко прозванная американскими специалистами "психическим насморком", распространяется в мире не менее активно, чем физическая простуда в холодный сезон. В настоящее время, согласно данным Американской психиатрической ассоциации, только в США ежегодно этому недугу оказываются подвержены около 15 млн. человек. Другие исследования оценивают распространенность депрессивных расстройств гораздо выше - более 26% среди женщин и 12% среди мужчин. Согласно результатам научных исследований, опубликованным в "Журнале клинической психиатрии", ежегодные расходы, связанные с заболеваемостью американцев депрессией, в 1990г. составили 43,7 млрд. долларов. Эта сумма включает в себя стоимость 290 миллионов потерянных рабочих дней, психотерапевтической помощи и снижения трудоспособности. Эти данные показывают, что из всех хронических заболеваний клиническая депрессия в наибольшей степени выводит людей из строя. Несмотря на распространенность и деструктивность этого заболевания, точный механизм или механизмы возникновения депрессии пока еще не открыты. Многие годы ученые считали, что депрессия связана с недостатком нейромедиаторов - либо вещества норэпинефрина, либо серотонина - в важнейших синапсах центральной нервной системы. Однако ключевая биохимическая причина депрессии пока остается неизвестной.

В противоположность биохимической версии возникновения депрессии, основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что депрессия - это невыраженная и неосознанная ярость, реакция на состояние беспомощности или зависимости от других или на утрату возлюбленного(ой). Наиболее ранний гнев у ребенка мог быть вызван чувством "покинутости" матерью, когда у нее появляется другой ребенок. Поскольку ребенок не мог позволить себе гневаться на свою мать и идти на противостояние, полагал Фрейд, он обращал свой гнев против себя. Таким образом, невыраженный гнев сдерживался или направлялся внутрь себя. Депрессия по Фрейду - обращенный внутрь гнев. Каждый раз, когда индивид чувствует свое одиночество, его охватывает депрессия.

В некоторых случаях депрессию вызывают многие лекарственные препараты. К ним относятся, в частности, гормональные контрацептивы и анаболические стероиды. Один исследователь описывал два одинаковых случая: у женщин, никогда не страдавших психическими заболеваниями, через один-два месяца после введения норпланта (контрацептив длительного действия, который вживляется под кожу) возникала глубокая депрессия.

Прекращение приема таких стимулирующих наркотиков, как кокаин и амфетамин, также может вызвать симптомы депрессии, например, тоску, бессонницу и апатию.

Несмотря на то, что депрессию называют болезнью XX, а теперь и XXI века, этот недуг отнюдь не нов. Еще Гиппократ описывал сходное психическое состояние под названием "меланхолия", видя его причину в наполнении мозга "черной желчью". В Священном Писании приступы депрессии неоднократно описываются на страницах Ветхого Завета: от них страдал, например, царь Саул, а облегчение ему приносила игра Давида на гуслях. Многие места из Книги Псалмов свидетельствуют о том, что пророк и псалмопевец Давид также испытывал нападения тяжелого давящего уныния. Печален стих царя Соломона-Экклесиаста, повествующий о суете сует. Стоит ли винить в распространении депрессии современное информационное общество с его стилем и темпом жизни, если житель древней Иудеи или античной Греции был знаком с депрессивной симптоматикой ничуть не хуже, чем наш современник? Быть может, причина болезни кроется в претерпевшей грехопадение человеческой душе, за последние несколько тысяч лет изменившейся так мало?

Ни в одном из имеющихся в настоящее время научных трудов по психиатрии или психологии депрессия не получила столь точного и исчерпывающего описания, как в творениях святых отцов, где задолго до становления и развития светских наук о душевных расстройствах эти состояния были определены как греховные страсти уныния и печали. Тягчайшим из духов злобы называет дух уныния св. Иоанн Лествичник.

Пожалуй, напоминающий Илюху из нашей присказки персонаж отыщется в кругу знакомых каждого из нас, а кто-то, быть может, узнает в этом герое и себя в определенные жизненные моменты. Как помочь многострадальному меланхолику? Его мрачное настроение мигом подхватывает массовая культура. Ставшая в некоторых кругах хорошим тоном этика декаданса убеждает людей в том, что быть счастливым и радостным - неприлично, неправильно в нашем гибнущем мире. Лучше красиво увядать, предаваясь эффектному саморазрушению.

Поговорим о различии вариантов мужской и женской депрессии. У женщин депрессивные состояния чаще сопряжены с недовольством своей внешностью (дисморфофобия), желанием похудеть, исправить какие-то недостатки лица, фигуры. Толчком к развитию депрессии может послужить долгая травмирующая ситуация в семейной жизни (муж пьет, бьет жену) или невозможность создать семью, неудачи на работе, материальные проблемы, то есть, вполне реальные житейские причины. Депрессия у женщин может быть связана с гормональной перестройкой организма при беременности, после родов, при наступлении климакса. С мужчинами все гораздо сложнее. С большей легкостью атакуя Еву, которая порой не распознает вражеского нападения, видя причину внезапного приступа плохого настроения в "критических днях" или неудачной диете, для Адама враг рода человеческого подготовил артиллерию потяжелее.

Депрессия у мужчин часто возникает безо всякой на то видимой причины. Например, наш Илья - высокооплачиваемый сотрудник преуспевающей фирмы. Он молод, хорош собой, не обделен вниманием прекрасного пола. У него есть любящие родители, которые искренне гордятся сыном и души в нем не чают. Есть и друзья, которые всегда помогут в трудную минуту, выслушают, ободрят. Но, тем не менее, время от времени на Илью "находит". В такие периоды мрачные часы уединения сменяются отчаянными молодецкими выходками, зачастую пьяными. То наш герой ввязывается в криминальную разборку, явно недооценивая собственные силы. Оказавшись после этого на больничной койке, он тут же, в стационарных условиях, влюбляется и завязывает роман. Выписавшись из больницы, начисто забывает предмет былой страсти и отправляется за компанию с другом-экстремалом прыгать с парашютом. Сломав еще пару недоломанных ребер, не унимается, а покупает подержанный автомобиль (новый, видно, разбить жалко, зная свои особенности), садится за баранку в не очень трезвом состоянии, прихватывает с собой визжащую от восторга пьяную же подругу и гонит по ночному шоссе в неизвестность. "Еще жив?" - неудивительно, что знакомые Ильи уже давно начинают интересоваться его судьбой именно с этого вопроса.

Да, как видно из яркого примера, депрессия у мужчин часто сопряжена с алкоголизмом и может скрываться за его маской, выдавая причину за следствие. Представители сильного пола реже, чем женщины, признаются сами себе, что им требуется помощь специалиста. Если для женщин в период депрессии характерна слезливость, склонность к жалобам, желание обрести поддержку в лице священника, врача, родственников, друзей, то мужчины предпочитают страдать молча, из страха продемонстрировать кому-либо свою слабость. Например, экстремальные выходки Ильи имеют двоякую направленность - с одной стороны, желание убежать от своего недуга с помощью острых ощущений, с другой - доказать всем окружающим, что он не слезливый меланхолик, а "Крутой Уокер". Но оба этих пути ведут в тупик. Мы знаем из церковного предания, что любая болезнь посылается нам как жизненный крест, как духовное упражнение. От депрессии нельзя убежать. С ней необходимо бороться, как и с любой другой страстью, уповая на помощь Божию.

Бывает, что депрессией ошибочно называют состояние острого горя, например, при утрате близкого человека, тяжелой болезни, катастрофе. Главное отличие депрессии от состояния здоровой печали - это отсутствие надежды. Здоровый человек говорит себе: "Сейчас мне плохо, но это только сейчас. Со временем все изменится". По прошествии некоторого промежутка времени он уже не вспоминает травмирующее событие с точностью до мелких деталей - срабатывает спасительное свойство человеческой памяти забывать то, что ранит. При истинной депрессии бывает иначе. "Мне плохо и так будет всегда. Нет надежды. Нет выхода", - так звучит демонское нашептывание, которое больные депрессией принимают за свои мысли. Нетрудно догадаться, что цель этих внушений - привести человека к страшному и необратимому греху самоубийства. Причем этот ужасный акт не обязательно должен быть осуществлен через пресловутые веревку и мыло или прыжок с подоконника тринадцатого этажа. Постоянное истязание себя мрачными мыслями, если не искать выхода, может привести к постепенному ослабеванию и угасанию организма. Множество самых неожиданных болезней не заставят долго себя ждать, проявляясь на изможденном страждущей душой теле. Не минуют жертву депрессии и пагубные пристрастия вплоть до самых страшных вариантов наркозависимости. "Умерла от тоски", - разве не привычная для нас фраза, знакомая по любовным романам. Вдумайтесь в ее подлинный смысл.

К счастью, депрессия излечима. Об этом говорят данные психиатрической литературы. Но даже эти оптимистичные данные не говорят о той милости, которая открывается страждущей душе Врачом душ и телес, если больной проявляет твердую веру и непреложное мужество в борьбе с недугом. Врачи и лекарства - только помощники, через которых может быть дано исцеление. Дано тогда, когда ты будешь готов его принять.

Тем не менее, если вы замечаете у себя или кого-то из близких характерные симптомы депрессии, не следует пренебрегать медицинским обследованием. Стоит обратить внимание на следующие признаки:

  1. Подавленное состояние духа большую часть дня, почти ежедневно, иногда раздражительность по отношению к детям или подросткам.
  2. Заметно снизившийся интерес ко всему - апатия, или общая неудовлетворенность, почти ежедневная пониженная активность большую часть дня.
  3. Значительная потеря или, наоборот, прибавление веса без изменения диеты.
  4. Почти хроническая бессонница или патологическая сонливость.
  5. Психомоторное возбуждение или психомоторное торможение - ненормальное ускорение или замедление психомоторных движений или психических процессов, почти ежедневно наблюдаемые другими людьми.
  6. Почти хроническая усталость или потеря энергии.
  7. Часто ощущаемое состояние никчемности, излишнее либо неуместное чувство вины.
  8. Почти постоянная пониженная способность к мышлению, невозможность сосредоточиться и нерешительность.
  9. Навязчивые мысли о смерти, или мысли о самоубийстве без особого плана, или попытка к самоубийству, или особый план его осуществления.

Если у вас отмечаются пять и более перечисленных признаков в течение времени не менее двух недель, в том числе обязательно наблюдаются первый и второй симптомы, это должно послужить поводом для обращения к врачу. Вряд ли оказываются правы те больные, которые полностью пренебрегают медицинской помощью и лекарствами. Быть может, они считают, что полностью уподобились отцам-пустынникам, надеясь на исцеление собственными молитвами?

Что же делать, если демон уныния избрал вас своей целью?

Во-первых, излишне напоминать православному христианину, что следует обратить внимание на свою духовную жизнь, привести ее в порядок под руководством духовника.

Во-вторых, не верьте своей депрессии, не становитесь ей послушны. Помните, что за этим состоянием скрывается мерзкий демон, чающий вас погубить и низвести на дно ада. Отвечайте на его нападки соответствующими молитвами, которые можно найти в любом молитвослове. Рационализируйте, оценивайте трезво все мысли, которые приходят к вам в голову. Я глупый, скверный, ни на что не гожусь? Нет, я чудное творение Божие. Все дурное во мне от моих грехов, но я пойду на исповедь, покаюсь и буду исправляться. С работы выгнали? Значит, неполезно мне было там работать. Я потерплю, помолюсь, и новая работа найдется. Жених бросил, нашел другую? Да ты посмотри на него - пьет, дерется, институт бросил, непонятно чем занимается. А заодно и на себя посмотри - не нужно ли в себе что изменить, если даже такой красавец тобой пренебрег. Вон дома пыль во всех углах. Исправишься - другого жениха Бог даст, хорошего, работящего.

Помните - выход есть. По молитве он обязательно откроется.

В период депрессии не пренебрегайте общением с людьми. Даже если вам искренне хочется бежать в пустыню, остановитесь и заставьте себя силой вернуться в социум. Ведь на людях все наши грехи и страсти становятся очень хорошо видны, и с ними гораздо легче бороться. Хотя демон уныния будет внушать обратное. Мне очень хорошо знакомо это состояние по собственным периодам уныния и по опыту общения с вышеописанным Ильей. В такие периоды очень легко сходишься со случайными попутчиками, например, в поезде, особенно, если они предложат вместе выпить. Мимолетное общение, легкость, никаких обязательств! Зато старым друзьям, которые могут принести тебе реальную пользу, зная твое душевное устроение досконально, очень трудно показаться на глаза. Хочется от них бежать, сгорая от ложного стыда. Илья, например, в таком состоянии всегда бегает от друзей, с которыми раньше вместе исповедовался у общего духовника, боится, что они силой повлекут его, мрачного и спьяну не проспавшегося, к строгому протоиерею на исповедь. Я, перетрудившись на ниве отечественной дефектологии, шарахаюсь в узком пространстве клинического коридора от опытной коллеги, способной замечательно вернуть на место пошатнувшиеся мозги. В период депрессии в голову приходят самые неожиданные, фантастические идеи, которые надо внимательно отслеживать и уничтожать как абсурдные. Например, Илье кажется, что совершенно безобидная, тихая девица с его работы строит интриги, чтобы его на себе женить. По этой причине он с ней больше не здоровается, а если завидит вдалеке, то сразу пускается наутек. Стоит однажды принять такую мысль, и она обрастет сотней фактов и доказательств, якобы подтверждающих ее истинность: и с работы вас хотят выжить, и обманывают, и меньше всех платят, и друзья все не друзья, а так... Вспомните слова апостола: "Не всякому духу верьте". Демоны уныния - асы маскировки. Их главная задача - заставить вас думать, что причина вашего тяжелого настроения кроется в жизненных обстоятельствах, отношениях с окружающими, осени, темноте, холоде, полнолунии, только н в их лукавом нашептывании.

А если станет совсем невмоготу - позовите в гости других страждущих от депрессии, приготовьте вкусные антидепрессивные блюда (на столе рекомендуются соленые сорта сыра, красное вино, мясо со специями и инжир) и спойте вместе печальную русскую народную песню о несчастной любви. Пусть она даст выход негативным эмоциям - именно для таких случаев народ эти песни и сложил. У вас есть надежда. Противостаньте депрессии, и убежит она от вас, вместе со своим лукавым хозяином.

Pravoslavie.ru

 

 

 

Опасное "целительство"

О ялгубской целительнице "с особым пронзительным взглядом" Павлине Голубевой республиканская пресса рассказала накануне Святой Пасхи. Сообщив своим читателям с некоторой долей сожаления о том, что известная знахарка решила оставить свое ремесло из-за старости, газета явно свидетельствовала: колдуны и экстрасенсы получили сегодня беспрепятственный доступ к человеческой душе.

О пагубных последствиях увлечения людей колдовством и магией, о духовных метаниях в нашем обществе мы беседуем с секретарем Петрозаводской и Карельской епархии, наместником Крестовоздвиженского собора протоиереем Олегом СКЛЯРОВЫМ - бывшим врачом, имеющим большой стаж врачебной деятельности.

- Отец Олег, насколько правомерно, с точки зрения врача и священника, помещать рассказ о знахарке под рубрикой "Исцеление" на странице "Здоровье"?

-Отношение нашей Церкви к оккультным методам целительства является резко отрицательным. Но, к сожалению, для людей заболевших, особенно тяжело и безнадежно, тот, кто обещает избавить их от болезни, – непререкаемый авторитет. И, конечно, по мнению жаждущих быстрого и легкого исцеления, статье на такую важную тему самое место под подобными привлекательными заголовками. Иное дело, цена этого исцеление. Получая временное облегчение от физического страдания, человек, обратившейся к "целительнице" по своей наивности и религиозной неграмотности, платит за это слишком высокую цену. Он разрушает и свою душу, и свое тело.

- Вторгаясь в духовный мир вопреки запрету Церкви и Святого Писания, знахари добиваются определенных лечебных результатов. Вот и газета пишет, что ялгубская "целительница" "многих исцелила"…

- Чаще всего эти лечебные результаты ложные. Общение с подобными "целителями" вызывает сильное гипнотическое воздействие на психику человека, которое может снизить сильные боли даже при тяжелом заболевании, например, онкологическом. Человек может временно перестать ощущать симптомы заболевания и будет уверен в том, что он выздоровел. Но при этом болезнь продолжает развиваться и по прошествии некоторого времени возвращается вновь с новой силой, лечить ее становится гораздо сложнее. Часто поражаются и другие органы, развиваются тяжелые психические нарушения: появляются мотивированные страхи (например, страх смерти, страх езды в транспорте, страх за близких людей и т.п.), человек начинает слышать голоса, повелевающие делать то-то и то-то (т.е. управляющих его психикой), достаточно часто наблюдается депрессивное состояние, появляются мысли о самоубийстве. Болезнь может проявиться и на столь поздней стадии, что врач уже ничем помочь не сможет.

Это хорошо известные факты. В таком случае больной и его родственники вправе обратиться в суд с иском на газету, прорекламировавшую сомнительные услуги знахарки. Тем более, что газеты, как правило, о трагических последствиях такого лечения не сообщают. Видимо, прежде всего, потому что сами люди свою новую беду обычно не связывают со своим визитом к знахарю.

- Целительство с черной магией и колдовством, к которому прибегает ялгубская знахарка, священники и православные врачи называют ядом для души. Тем не менее, как свидетельствует газета, поток людей, к "народной целительнице", не иссякает. К ней идут даже известные политики. Как бы вы назвали это явление?

- Оккультной болезнью, которая является симптомом духовного одичания нашего общества.

Я бы хотел отметить, что тема колдунов, целителей и экстрасенсов очень сложна для изложения на страницах газеты. Читателей в этом случае можно разделить на несколько групп: атеистов, считающих, что и священники, и экстрасенсы - люди темные и безграмотные и что они - коллеги, конкурирующие между собой из-за своих потенциальных клиентов, и на категорию людей, вроде бы и признающих Бога, но ждущих от Него чисто земных благ: счастья, богатства, здоровья. А поскольку Церковь дает людям только то, что угодно воле Божией и является для них истинным благом, и при этом требует от человека определенных духовных усилий, то люди, которым счастье, богатство и здоровье нужно здесь и сейчас, обращаются к тем, кто может здесь и сейчас и без каких-либо усилий со стороны просящего все это сделать. Такие люди о цене, по которой придется им расплачиваться за подобные услуги, не задумываются.

Истинно же верующий человек знает, что телесные болезни - это следствие греха, нашей греховной жизни, не соблюдения заповедей Господних, отпадения от церковной жизни. Болезнь заставляет человека задуматься о его отношении к Богу, изменить свою жизнь, помогает понять, что вне Бога, вне Церкви нет истинной жизни. И в результате происходит исцеление, порой незаметное для человека, без явного чуда. А бывают и случаи чудесного исцеления для укрепления колеблющегося в вере человека.

Болезнь, посланная от Бога в назидание, – истинное лекарство для души. Когда же мы обращаемся к "целителям" и готовы получить исцеление из любых рук, любой ценой, мы тем самым дерзко отвергаем милосердное попечение Бога о нас и, получив исцеление тела, платим за это болезнью души.

- Часто "целители" пользуются православной символикой и атрибутикой. Вас попросят принести из церкви свечи и святую воду, а если вы некрещеный, то покреститься и даже причаститься…

- Поступая так, человек оскверняет святыню. Священное Писание запрещает обращаться к гадателям, колдунам, знахарям. В Ветхом Завете это наказывалось смертью. "Что общего у света с тьмой?, - говорит апостол Павел. – Какое согласие между Христом и Велиаром?" (2 Кор. 6;14-15). Те силы, которые стоят за действиями "целителей", свои услуги по исцелению тела оказывают только в обмен на осквернение церковных Таинств и святых предметов. Поэтому еще раз повторю, что обращение к знахарям и магам есть нарушение постановлений Божиих и церковных.

- Газета обнадеживает читателей тем, что способности отошедшей от дел "целительницы" не исчезнут с ее смертью, что она их обязана кому-нибудь передать.

- Мистическое зло не умирает вместе со своим адептом, а жадно ищет себе нового хозяина, а вернее сказать, новую жертву, которой станет и тот, кого знахарка посвятить в свое ремесло.

Покушаясь на Образ Божий в человеке, колдун, экстрасенс и другие оккультисты, совершают один из самых тяжких грехов, который Церковь приравнивает к греху человекоубийства. Поэтому действия знахарки, получившей свои целительные знания путем посвящение в колдуны, преступны, запретны и ведут к погибели, если она не покается.

Учитывая разные взгляды читателей, истинные способы воздействия, так называемых, "целителей" на человеческую душу и его последствия на страницах газеты, к сожалению, открыть невозможно. Поэтому, если у вас возникли какие-то вопросы, связанные с этой темой, если вы сами подверглись пагубному воздействию знахарей, лучше обратитесь к священнику, чтобы узнать истину.

Записала Ольга Сидловская

www.eparhia.onego.ru

 

Към съдържанието на Православната Читалня
Емайл


Pravoslavieto.com - Българският Православен портал в Интернет
    www.Pravoslavieto.com