За нашето поражение

Дякон Андрей Кураев

 

KЪМ СЪДЪРЖАНИЕТО (frames)

Бележки към книгата

1 Бъдещото Второ Пришествие на Христа, строго погледнато, не слага край на земната история на човечеството, а открива нов еон на битието.

2 Хотяинцев И. Рецензия на книгу "Размышления православного прагматика о том, надо ли строить Храм Христа Спасителя". // Христианство в России. №3, 1995, с. 58. Мое знакомство с этой рецензией совпало по времени с публикацией некоторых строк из блоковского дневника (см. Приложение к "Вечерней Москве" 28.10.1995). Оказывается, 7 марта 1915 Александр Блок в сердцах записал: "Тоска, хоть вешайся. Опять либеральный сыск. — Жиды, жиды, жиды". Насчет "либерального сыска" — ой, как не устарело... Впрочем, - "мы об этом шепчемся в самой интимной компании на ушко, а вслух сказать, никогда не решимся. Можно печатно иносказательно обругать царя и даже Бога, а попробуй-ка еврея! ого-го! Какой вопль и визг поднимется... И так же, как ты и я, думают, — но не смеют сказать об этом сотни людей" (А. Куприн. Письмо Ф. Д. Батюшкову. 1909 г. цит. Кожинов В. В. Загадочные страницы истории ХХ века. "Черносотенцы" и Революция. - М., 1996, с. 134).

3 Клизовский А. И., Правда, о масонстве. Ответ на книгу В. Ф. Иванова "Православный мир и масонство". — Рига, 1990.

4 Розанов В. В. Уединенное. — М., 1990, с. 398.

5 В Свещеното Писание има много взаимни отражения и предусещания. Три години и половина проповед. Три часа тъмнина след екзекуцията на Оногова, Който бил Светлината на света. Три и половина години владичество на анттихриста в края на земната история. ("А външния двор на храма изключи и го не измервай, понеже е даден на езичниците: те ще тъпчат светия град четирийсет и два месеца" -  Откр. 11:2).

6 В оригинала буквално "към митовет" — mithous.

7 Весьма интересный очерк, поясняющий, чем именно оккультизм может привлекать современные элиты, содержится в книге двух русских протестантов В. Алексеева и А. Григорьева "Религия антихриста". — Новосибирск, 1994, сс. 193-212.

8 Цит. по: Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1991, с. 156.

9 Преп. Феодор студит. Наставления монахам, 322. // Добротолюбие. Т. 4. — Jordanville, 1965, с. 432.

10 Ильин И. А. Путь духовного обновления. М., 1962, с. 23.

11 О человеческих жертвоприношениях в самой светлой языческой религии - в религии греко-римской (о ее светлости, естественности и человечности сейчас модно рассуждать) см.: Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. М., 1998, сс. 251-252, а также комментарии на сс. 337, 343, 345.

12 "Комунизмът е несъвместим с аскетизма. Комунизмът утвърждава висша справедливост на земята, като я поставя на здравите основи на непрекъснатото икономическо процъфтяване" (Научный коммунизм. Учебное пособие под ред. акад. П. Н. Федосеева. М., 1981, с. 237).

13 Преп. Ефрем Сирин. На пришествие Господне. 2. // Творения. Ч. 3. — Сергиев Посад, 1912, с. 139.

14 Розанов В. В. "Обескровленные" журналисты // Роза - нов В.В. Обонятельное и осязательное отношение евреев к крови. - СПб., 1914, с. 123.

15 Померанц Г. У тапира нет табу // Литературная газета. 19.4.95.

16 митр. Сурожский Антоний. Беседы о вере и Церкви. М., 1991, с. 79.

17 Об этом см. соответствующую статью в моем сборнике "Как делают антисемитом" (М., 1998).

18 митр. Антоний Сурожский. О некоторых категориях нашего тварного бытия. // Человек. 1993, №4, с. 96.

19 Вообще-то у меня больше поводов для несогласия с ним, но когда он прав, – то можно лишь радостно с ним согласиться. Напрасно журналистка Ксения Мяло ("православная", рериховка, и при этом коммунистка) в книжке, посвященной мне, возмущается: "Посмотрите, как бережно обращается Кураев с Г. Померанцем – тоже восточником и экуменистом. Его диакон почтительно величает "сам Померанц", и если вступает в полемику с "самим", то делает это в самой почтительной и осторожной манере – почему? Не потому ли, что Померанц -диссидент, поклонник империии Габсбургов, т.е. в определенном смысле также и западник?" (Мяло К. Звезда волхвов или Христос в Гималаях. М., 1998, с. 104).

Дело не в политике и не в партийности. Просто есть действительно достойные оппоненты, а есть так себе – "журналюги"… Сама Мяло, кстати, так и не вступила в нормальную полемику со мной. Ни один из моих философских и историко-религиозных аргументов по поводу несовместимости теософии и христианства не был ею ни рассмотрен, ни даже упомянут. Все свелось к политическим обвинениям: не хорошо, мол, ругать советскую власть. О серьезности же ее богословских познаний (и даже просто русского языка) свидетельствует такой ее аргумент.

Я поясняю, что "князем мира" в церковной традиции называется сатана. К. Мяло опровергает: "Очень не нравится Кураеву и понятие "Царь Мира". Но ведь о "царе мира" говорит сам апостол Павел, называя таковым Мельхиседека: "царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира" (Евр. 7,3)" (с. 83).

Вот когда пожалеешь о проведенной большевиками реформе русского правописания и упразднения буквы i. В церковно-славянском переводе и в дореволюционных русских изданиях Библии стояло – "царь мира", и любому ребенку было понятно, что "мир" – это покой, а "мiр" – это космос. И в греческом оригинале ап. Павла basileus eirynys, а совсем не "князь космоса". И латинском перводе Писание – rex Pacis (но совсем не Mundis). Да и само слово Иерусалим означает "город мира" в смысле "мирный город", а не "всемирная столица". Так что Мелхиседек совсем не владыка вселенной, а просто праведник, стяжавший дух мирен. Уж профессиональная-то воительница за русскую культуру и "Советскую Россию" могла бы знать родной язык. А заодно уж и Писание цитировать точнее: приведенный ею стих не Евр. 7,3, а Евр. 7,2.

20 Померанц Г. У тапира нет табу // Литературная газета. 19.4.95.

21 Шейфер Ф. Современная философия и теология. // Диспут. 1992, январь-март. С. 72.

22 Федотов Г. П. Древо на камне // Живое предание. Православие в современности. - М., 1997, с.131.

23 Русский вестник. Специальный выпуск. № 43, 1998.

24 Парфененков П. Е. Ваал и его воинство. // Русский Вестник. № 39-40, 1998.

25 Обращение Невского Земского Собора к главам монархических государств // Русский вестник. Специальный выпуск. № 43, 1998.

26 Швырков В. В. Гордость лишает разума. Отклик на статью диакона Андрея Кураева "Ненависть лишает разума" // Русский вестник. 1998, №44-45.

27 Не буду входить в подробный разбор упомянутой статьи, но лишь замечу, что в ней мой критик проповедует чисто католическое представление о Церкви. По его убеждению, "грешники вовсе не отпадают от Церкви, согрешая" (свящ. Петр Андриевский. О ересях диакона Андрея Кураева // Русский вестник. 1998, №44-45). Православная позиция по этому вопросу выражена московским духовником прот. Димитрием Смирновым: "Есть грехи, которые выводят человека за пределы Церкви сразу. То есть нельзя быть христианином и оставаться в этих грехах. Как можно оставаться христианином и оставаться алкоголиком? Ведь в Писании сказано: "Пьяницы Царстия Бодяи не наследуют". И раз пьяница не наследует Царствия Божия, то, пока он не преодолеет эту страсть, он не может иметь надежду. Царствие Божие в его сердце не может быть раскрыто, потому что сердце его отравлено винными парами. Есть люди, которые, оставаясь в таких грехах, дерзают причащаться – таковые не являются членами Церкви все равно… это действительно область смерти… любые грехи, которые не дают благодати Божией приблизиться к человеку, можно назвать смертными" (протю Димитрия Смирнов. Вопросы о вере и спасении // Радонеж. 1998, № 17). Аналогичные святоотеческие суждения (причем в сопоставлении с католическим учением) см. в работе С. И. Фуделя "Славянофильство и Церковь" (Вестник РХД. № 125).

28 см. Успенский Ф. И. История византийской империи. VI-IX вв. М., 1996, сс. 97-101. Подробнее: Казаков М. М. Епископ и империя. Амвросий Медиоланский и Римская империя в IV веке. Смоленск, 1995, сс. 132-149.

29 Кстати, этот "Собор" описывает и Е. Рерих: "Новая Церковь должна явиться на смену старой в полном сиянии Красоты Подвига Иисусова, она должна будет собрать Великий вселенский Собор просмотреть при свете нового сознания все постановления бывших Соборов. И только тогда будет заложена Новая религия, Религия Св. Духа" (Письма Елены Рерих. 1932-1955. Новосибирск, 1992, с. 67).

30 "Все мертвое плывет по течению, против течения может плыть только живое" (Г.К.Честертон. Вечный человек. — М., 1991, с. 255).

31 Подробнее об этом см. мою статью "Искушение модернизмом" (Благодатный огонь. Приложение к журналу "Москва" № 1, 1998).

32 Кротов Я. Рецензия на статью А. Колпакова "Реванш" (Московский комсомолец, 19.9.94) // Христианство в России. 1994, №2, с. 61.

33 Либералы признают свое поражение, но не сдаются. // Правсолавная Москва. №33 (129), ноябрь 1997.

34 Я, в свою очередь, рад, что удостоился ушатика помоев от этого игумена, причем в газете, самой, конечно, подходящей для богословских дискуссий – в "МК": "В православных храмах и монастырях вы не встретите книг Сергия Булгакова, Павла Флоренского, Александра Меня. Здесь скорее будут продавать черносотенную литературу, чем книги Соловьева или Бердяева... Очень прославился на этой ниве митрополит Иоанн (Снычев), чьи книги, как и работы небезызвестного неофита, бывшего "научного атеиста", дьякона Андрея Кураева, не теряют своей популярности среди малообразованного населения. Настоящие ученые их не критикуют, не хотят "связываться", а… просто зажимают нос, – уж больно смердит" (игумен Вениамин (Новик). Крестом по лбу // Московский комсомолец. 26.11.1998). Странно, что игумен Вениамин вдруг вспомнил Соловьева, Флоренского, Булгакова и Бердяева. Ведь незадолго до этого на страницах баптистского журнала он утверждал, что философии в России вообще никогда не было: "Чтобы отличить главное от второстепенного в христианстве, необходима работа разума, для этого необходима философия, над этим надо думать. А это соответственно требует определенной культуры. К сожалению, в России не было традиции философской культуры" (игумен Вениамин (Новик). Не будем решать за Бога, что есть истина // Духовное возрождение. Информационно-аналитический журнал ассоциации "Духовное возрождение" № 1(14), 1998. с. 10). А будь философская культура у самого игумена Вениамина, то есть, говоря его же словами, умение отличать главное от второстепенного в христианстве - он бы не променял возможность совершать Литургию на сомнительное удовольствие диссидирования с помощью "Московского комсомольца".

35 Лорентен Р. Предисловие. Мудрый взгляд на будущее // де Лобье П. Время конца времен. Эссе на тему христианской эсхатологии. Минск, 1995, с. 6.

36 де Лобье П. Время конца времен. Эссе на тему христианской эсхатологии. Минск, 1995, сс. 45-46.

37 де Лобье П. Время конца времен. с. 49.

38 де Лобье П. Время конца времен. с. 112.

39 де Лобье П. Время конца времен. с. 103.

40 де Лобье П. Время конца времен. сс.105-106.

41 де Лобье П. Время конца времен. с. 112-113.

42 св. Григорий Богослов. Творения. ч. 6. М., 1848, с. 90.

43 де Лобье П. Время конца времен. с. 122.

44 Странно, кстати, что когда я выразил свое несогласие с этой концепцией де Лобье во время его публичных лекций в Москве, в газете "Православная Москва" появилась заметка с занятной критикой в мой адрес. Именно о моей позиции было сказано, что "эта эсхатология есть рецидив традиционно-израильского противления Святому Духу" (игумен Варсонофий Хайбулин. Грядет ли благословенное время мира? // Православная Москва № 32-33 (92-93), ноябрь 1996).

45 Так, авторитетнейший для иудеев рабби Акива поддержал восстание Бар-Кохбы против Рима в 132 г. и даже провозгласил, что Бар-Кохба и есть Мессия. Рамбам (Маймонид) пояснил: "Бар-Кохба действительно мог стать Мошиахом, если бы не совершил ошибки. Таким образом, можно считать, что рабби Акива не был не прав, Бар- Кохба просто не сумел реализовать имеющиеся у него возможность" (Пинхас Полонский, Мирьям Китросская. День плача, траура и поста // Лехаим. Июль-август 1998, № 7 (75), М., с. 17). Из этого эпизода, по крайней мере, понятно, каким критерям должен соответствовать Мессия в иудаизме. Это не спаситель душ, но тот, кто дает власть еврейскому народу. Так это на его встречу предлагает де Любак выйти вместе с иудеями из Иерусалима?

46 де Лобье П. Время конца времен. Эссе на тему христианской эсхатологии. Минск, 1995, сс. 109-110.

47 Подробнее см. об этом главу "Православие и католичество в опыте молитвы" в моей книге "Вызов экуменизма".

48 Неклесса А.И. Конец цивилизации, или Зигзаг истории // Знамя. 1998, №1, с. 168.

49 Неклесса А.И. Конец цивилизации, или Зигзаг истории // Знамя. 1998, №1, сс. 166-167.

50 Талмуд. Мишна и Тосефта. Пер. Н. Переферковича. т. 4. кн. 7 и 8. — Спб., 1901, с. 287. Ср. также: "Если язычник убил язычника или убил еврея, он отвечает, а если еврей убил язычника, он не отвечает" (Тосефта Авода Зара 8,6; там же, с. 476).

51 В одной пропагандистской книжке, изданной начале 80-х годов в Белоруссии и называвшейся, если не ошибаюсь "Сто ответов верующим", несколько раз повторялся один и то же трюк. Вопрос: "Может ли в СССР верующий человек быть учителем?". Ответ: "У нас Конституция гарантирует свободу совести и равенство всех граждан. В СССР нет запрета на профессии. Но, видите ли, учитель должен воспитывать детей в духе преданности идеалам коммунизма, а религиозный человек этого сделать не сможет. Значит, верующий учитель не сможет выполнять требования образовательных программ, а потому учителем он все-таки быть не может". Вопрос: "Может ли верующий человек быть офицером Советской Армии?". "У нас Конституция гарантирует свободу совести и равенство всех граждан. В СССР нет запрета на профессии. Но, видите ли, офицер должен воспитывать солдат в духе преданности идеалам коммунизма, а религиозный человек этого сделать не сможет. Значит, верующий офицер не сможет выполнять требований Уставов, а потому офицером он все-таки быть не может". Аналогичным был ответ и на вопрос "Может ли верующий человек быть руководителем предприятия".

52 Насколько независимо от мнения покупателей газет могут вести себя "демократические" журналисты, видно из освещения московскими демгазетами церковной тематики. По опросу, проведенному Институтом системных исследований и социологии, большинство москвичей (59,5%) согласны, что государство должно поддерживать церковь (см. Московские новости, 4 .2.1996). В то же время почти все демократические издания в Москве постоянно выступают с самой резкой критикой любых жестов поддержки госвластями Православной Церкви. Следовательно, люди, ведущие религиозную тематику в московских средствах массовой информации, стремятся не к отражению мнения большинства, а к тому, чтобы свою (по большей части резко антицерковную) настроенность навязать большинству москвичей.

53 Честертон Г. К. Преданный предатель. // Избранные произведения в 4-х томах. Т. 4. — М., 1994, с. 379.

54 Jones P. The Gnostic Empire strikes back. — Phillipsburg, 1992, p. 86.

55 Честертон Г. К. Исключительная изобретательность Еноха Оутса. // Избранные произведения в 4-х томах. Т. 3. — М., 1994, с. 56.

56 Ломакина И. Голова Джа-ламы. 1993, сс. 208-209. Подробнее о человеческих жертвоприношениях в ламаизме см. главу "Жертва человеческая и жертва Божеская" в моей книге "Если Бог есть любовь" (м., 1998)

57 Черняк И. У "охотников за головами". // Огонек. №20, 1995, сс. 68-71.

58 "Конечная цель гуманитарных наук состоит не в том, чтобы конституировать человека, но в том, чтобы растворить его, то есть вернуть его психологически в объятия "равнодушной природы" - C.Levi-Strauss. La pensee sauvage. Paris,1962, p. 326.

59 Честертон Г. К. Шар и крест. // Приключения' 90. — М., 1990, с. 369.

60 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, с. 291.

61 Стенограмма заседания Религиозно-философского общества // Вестник теософии. 1910, № 11, сс. 81-83.

62 Там же, сс. 86-103.

63 Стенограмма заседания Религиозно-философского общества // Вестник теософии. 1910, № 11, с. 101.

64 Свою "трилогию" он начинал писать с теософских позиций, полагая, что индуизм и христианство сущностно едины. В предисловии к третьему изданию своей книги Лодыженский написал: "Тогда работая над первым трудом нашим, мы относились совершенно одинаково как к христианским воззрениям, так и к воззрениям Раджа Йоги и теософского оккультизма, который ее проповедует. Мы ставили их на одну доску в наших исканиях. Но теперь мы уже не можем так же относиться к индусской теософии... В результате всех наших исследований мы и пришли к тому заключению, что исследователю, беспристрастно ищущему религиозную истину, нельзя не отвергнуть идей того самоутверждающегося обожествления человека, которые лежат в основании Раджа Йоги" (Лодыженский М. В. Мистическая трилогия. Т. 1. Сверхсознание. — Пг., 1915, с. II и 372).

65 О причинах гонений на христиан в Римской империи см. главу "За что преследовали христиан в языческом мире" в моей книге "Сатанизм для интеллигенции. О Рерихах и православии. т.1. Религия без Бога" (М., 1997).

66 Назаретян А. Похороны богов. Либо они состоятся, либо цивилизация погибнет // Огонек. №27, 1995.

67 Диспут. 1992, Январь-март. сс. 86-87.

68 митроп. Вениамин (Федченков). О вере, неверии и сомнении. Спб., 1992, с. 153.

69 Короленко В. Г. История моего современника. - М., 1965, с. 593.

70 Ленин В. И. Письмо А. М. Горькому от 13.11.1913 // Полное собрание сочинений. т.48, М., 1975, с.226-227.

71 Величко В. Л. Владимир Соловьев. Жизнь и творения. — СПб., 1904, с. 170.

72 Внешняя печать, несомненно, есть проявление, запечатление внутреннего отчуждения от Христа. Московский священник Николай Карасев рассказывает о таком совмещении внутреннего и внешнего: "Однажды я крестил двух девиц. И у одной из них я увидел на правой руке штамп, на котором было написано "оплачено". Это был пропуск в один из музыкальных рок-клубов. При дальнейшем выяснении оказалось, что девицы интересуются учением буддизма, так как в клубе его пропагандируют. Когда же я поставил условие: или крещение, или клуб с его песнями и учением, одна из них, у которой был штамп на руке, отказалась креститься и ушла от купели крещения" (священник Николай Карасев. Аспирантский отчет на тему "Теософия и практический оккультизм". — М., ОВЦС МП, 1995, с. 9. Рукопись).

73 Например, Эли Визель, президент "Гуманитарного фонда Эли Визеля", бывший узник нацистского концлагеря, затем известнейший еврейский писатель, лауреат Нобелевской премии мира (1986 год, вместе с А. Д. Сахаровым), чрезвычайно влиятельный, хотя и теневой политический лидер Америки, работает по такому адресу: "666. Fifth avenue, 10h floor, New-York". Он мог бы выбрать любой другой оффис Нью-Йорка. Но он сделал жест — и поселился в трех шестерках, что стоят на всех его письмах.

74 Авдеев В. Преодоление христианства. — М., 1994, с. 99.

75 Авдеев В. Преодоление христианства. с. 110.

76 Авдеев В. Преодоление христианства. с. 71.

77 Авдеев В. Преодоление христианства. с. 168-170. Слова о "пощаде", которой не будет, станут особенно значимы, если вспомнить, что активнейший рассадник оккультных идей в России и во всем мире — это кружки "восточных единоборств". Журналист спрашивает Михаила Крысина, президента Российской Ассоциации боевых искусств, вице-президента Всемирной федерации Косики- каратэ: "Однако, Михаил! Будучи приверженцем буддизма, вы только что произнесли Христову заповедь: "Ученик никогда не может возвыситься над учителем". Притом, что отношение к православию у вас, скажем, прохладное. — Православие есть помимо меня. Я есть помимо него. Нельзя заставлять человека молиться какому-то богу, тем более такому, который пришел и сказал: "Вот — я". Ну, — ты. Внешне — никто. Речь — косноязычная. Характер — отвратительный. Чудес никто не видел. Да человек — это уже Бог. В чем-то, в чем достиг высочайшего мастерства" (Совершенно секретно. №3, 1995). Православное казачество было разгромлено и вырезано в ходе Первой русской оккультной революции. Сегодня оккультисты создают свои многотысячные отряды боевиков.

78 Ленин В. И. Письмо А. М. Горькому от 13.11.1913, с. 228.

79 Недалеко от Флоренции есть православный монастырь Сербской Патриархии. Его настоятель – игумен Силуан рассказывал мне, что, и недели не проходит, чтобы кто-то из итальянцев не стучался в ворота и не просил принять его в православие и в монастырь. Однако при разговоре выясняется, что православие этому просителю известно только по книге "Откровенные расказы странника". И в монастырь он хочет только для того, чтобы обучиться технике иисусовой молитвы, нетварный свет – и все это не позже, чем к концу недели. О покаянии же, исповеди, причастии обычно этот искатель высших духовных переживаний и понятия не имеет. Но, не научившись и азбуке, желает быть поэтом…

80 Урсула Лоренц. Гармония Души и Вселенной // Европа. №1, 1994, с. 28.

81 "Четверо подростков в Алма-Ате 4 апреля 1996 г. убили девочку. Организатор убийства - Эдик Богайчук - учился в школе права, желая стать прокурором. "Но года два назад он признался друзьям еще в одной мечте - тайной - ему хотелось убить кого- нибудь, чтобы "проверить себя". Как говорит мама, он всегда был "большим фантазером". Рассказывал об инопланетянах, которые ломали бабушкину швейную машинку, и улетали в форточку, об ангелах, являвшихся ему в виде дисков. Эдик молился, бывал в церкви, упросил маму крестить его и носил крестик. Он уверял следователей, что Бог, мол, приходил к нему в следственный изолятор. Когда прабабушка умерла, Эдик часто вместо уроков шел на кладбище и "через ангела говорил с бабушкой". Уже после случившегося следователи в столе у мальчика нашли странный дневник: "В 1979 от Рождества Христова 5 декабря под вечер родился страстный пожиратель человеческих душ и энергий. И дано было имя этому ребенку - Эдуард-Эдик. Мать, не знавшая, что ее сын 666 (Омен), винила во всем улицу, но у Эда с рождения был заложен инстинкт правителя Тьмы". Судебно-медицинская экспертиза признала мальчиков в медицинском смысле здоровыми" (Евгения Доцук. Дикие забавы // Труд. 30.1.1997).

82 Об этом глава "Язычество и религия космоса" в моей книге "Сатанизм для интеллигенции. О Рерихах и православии. т.1. Религия без Бога" (М., 1997).

83 de Lubac Н. Paradoxes. — Paris, 1959, p. 48.

84 См. прот. С. Булгаков. Апокалипсис Иоанна. — М., 1991, с. 109.

85 Блаватская Е. П. Скрижали кармы. сс. 489-490.

86 Блаватская Е. П. Скрижали кармы. сс. 83-84.

87 Когда Авраама Линкольна пригласили вместе помолиться о том, чтобы Бог взял сторону северян в гражданской войне против работорговцев, Линкольн ответил, что "гораздо более важно, чтобы северяне молили Бога о возможности всегда быть на стороне Бога".

88 Цит. по: Фаррар Ф. Первые дни христианства. — СПб., 1892, с. 714.

89 "Для царствования святых со Христом будет большее число лет, чем для заключения в узы и лишения свободы диавола: они будут царствовать с Царем своим, Сыном Божиим, и в те три с половиной года, когда диавол уже не будет связан… окончится тысячелетие не царствования святых, а заключения в узы и лишения свободы диавола, так что каждая сторона имеет для окончания тысячелетия, т.е. всех своих лет, различные и особые сроки: царствование святых более отдаленный, заключение диавола более близкий" (Августин. О граде Божием. 20,13).

90 Владимир Соловьев перед смертью молился о еврейском народе. А перед этим говорил об угрозе Китая и панисламизма (см. С. Н. Трубецкой. Смерть В.С. Соловьева. // Собрание сочинений кн. С. Н. Трубецкого. т. 1. Публицистические статьи 1896-1905 гг. - М., 1907. с. 346-347). Эту молитву нельзя понимать в контексте современной либеральной публицистики. Это не была молитва христианина, кающегося перед евреями за холокост. Это был эсхатологически мотивированный поступок: по ощущению Соловьева, иудеи сыграют некую роль в той мрачной эсхатологии, которая виделась ему в последние месяцы его жизни. И в связи с эсхатологией он призывает молиться о евреях. В "Повести об Антихристе" роль иудеев вполне неблаговидна - так не является эти его предсмертная молитва молитвой об умилостивлении злых сердец? Это молитва о том, чтобы Израиль отказался от утверждения власти лже-мессии, чтобы он распознал таки антихриста и не служил ему…

91 см. преп. Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие // Творения. ч.8. Троице-Сергиева Лавра, 1914, с. 271.

92 Древний патерик. — М., 1899, с. 341.

93 Даже меньше, чем на три с половиной года. По предположению многих Отцов, во времена антихриста "время сократится". "И если бы Бог не сократил дней тех, не спаслась бы никакая плоть" (Мф. 24,22). "Не число дней с их часами уменьшается, - пишет преп. Ефрем, - но самое время становится кратким ради избранных, так что бедствия их не умножаются, но сокращаются" (преп. Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие // Творения. ч.8. Троице-Сергиева Лавра, 1914, с. 272).

94 преп. Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие // Творения. ч.8. Троице-Сергиева Лавра, 1914, с. 272.

95 Лосев А. Ф. Диалектика мифа. // Философия. Мифология. Культура. — М., 1991, с. 176.

 

KЪМ СЪДЪРЖАНИЕТО (frames)

 

Към съдържанието на Православната Читалня
Емайл


Pravoslavieto.com - Българският Православен портал в Интернет
    www.Pravoslavieto.com