Российские ученые, определив возраст Туринской плащаницы, подтверждают евангельский рассказ о страданиях, крестной смерти и погребении Христа

 

Торинската плащаница. Негативно изображение на лицето на Господ Иисус Христос.Туринская плащаница - уникальная христианская святыня. Это единственное предметное свидетельство земного пребывания Иисуса Христа, которое церковь разрешила ученым исследовать. Результаты оказались неожиданными и спорными, информация, которая просочилась из лабораторий, - скудной, а сами священнослужители комментариев не давали. Между тем в исследованиях Туринской плащаницы, которую иногда именуют "Пятым евангелием", активное участие принимали и российские специалисты. Руководил работой Анатолий ФЕСЕНКО, начальник Института криминалистики ФСБ России, доктор технических наук. С ним побеседовала корреспондент "Труда".

ИСТОРИЯ ПЛАЩАНИЦЫ
До VI века на позднеримских и ранневизантийских рисунках Иисус Христос изображался по-разному: безбородым, с усами, вьющимися короткими волосами, круглолицым. Судя по всему, художники вынуждены были полагаться лишь на свою фантазию, так как в Евангелии о внешности Иисуса ничего не сказано. После VI века лики Христа на иконах, монетах, скульптурах стали более или менее сходными: бородатый человек с длинными волосами, вытянутым красивым лицом, прямым носом, глубокими глазницами, широким и невысоким лбом. Американский ученый А.Вагнер сопоставил пропорции деталей лица с плащаницы и лица Иисуса Христа на нескольких византийских монетах и иконах VI-VII веков. Совпадений было так много, что разговор о случайности вряд ли допустим. Невольно вспоминается одна из версий о находке Плащаницы в Эдессе (сейчас это город Урфа в Турции) в VI веке: в 40-м году Плащаницу увез в Эдессу ученик Христа Фаддей. Возможно, во время какой-то из войн реликвия была замурована в крепостную стену, где находилась до 525 года, когда при реконструкции стены клад обнаружили. Через 400 лет Плащаницу перевезли в Константинополь. По другой версии в Константинополь Плащаница попала в V веке из Иерусалима. "

 

- Анатолий Владимирович, зачем понадобилось изучать плащаницу в России, если еще в 1978 году западные ученые уже исследовали ее и пришли, насколько знаю, к выводу: на погребальном саване действительно изображен Иисус Христос?

- Изучение Туринской плащаницы (ее размер 4,3 м х 1,1 м) началось еще сто лет назад. В 1901 году ее впервые положили под микроскоп, и французский врач Ив Делаж заявил, что на полотне изображен мужчина с бородой, длинными волосами, рост которого примерно 1 метр 78 сантиметров, возраст - 30 - 35 лет, а вес - 79 килограммов. Тогда же было определено, что этот человек перед смертью испытал ужасные муки и был именно распят - об этом говорили характерное вздутие брюшной полости и другие следы.

Однако ни это, ни последующие исследования так и не позволили определить возраст плащаницы. После настоятельных просьб ученых священнослужители разрешили проверить ее еще раз. Под наблюдением архиепископа Турина кардинала Анастасио Баллестреро и в присутствии 30 экспертов от нее был отрезан кусочек размером примерно 7 кв. см. Образец разделили на три части и отправили в лаборатории радиоуглеродного анализа Аризонского, Оксфордского университетов и в Федеральный политехнический институт в Цюрихе. Результаты были ошеломляющими: возраст плащаницы - 650 - 750 лет, а не две тысячи. Иначе говоря, выходило, что человек, изображенный на ней, никак не Иисус Христос.

И вот в конце 2000 года по инициативе Российского центра Туринской плащаницы наш институт взялся за теоретические и экспериментальные исследования.

- В каком направлении шел поиск?

- Мы исходили из того, что плащаница подвергалась воздействию огня и растворителей, что могло повлиять на результаты радиоуглеродного анализа. Ведь достоверно известно, что в 1532 году в церкви в Шамбери, где хранилась реликвия, был пожар. Ткань даже обуглилась по углам, и ее пришлось реставрировать - очищать от грязи и копоти, ставить заплаты. В ХVI веке для этого использовали растительные масла и воду. Тогда же в ткань и попал углерод, что, скорее всего, сказалось на радиоуглеродном анализе. Кроме того, есть данные, что в 1508 году плащаницу кипятили в масле, а это, в свою очередь, тоже могло повлиять на углеродный состав.

- А материал для исследования где брали? Неужели вам позволили снова отрезать кусочек ткани от плащаницы?

- Зачем же? Для эксперимента мы взяли льняную неотбеленную ткань примерно такой же плотности, как плащаница, пропитали ее маслом, высушили и потом доказали, что такая обработка может влиять на результаты радиоуглеродного анализа. Правда, тут есть одна тонкость. За пять столетий, которые прошли после пожара в Шамбери, плащаница, конечно, значительно "постарела". Смоделировать такой процесс в лабораторных условиях крайне сложно, поскольку нет обоснованных методик искусственного старения. Так что мы ограничились тем, что "сушили" образцы 40 часов в термошкафу при температуре 100 градусов, потом обрабатывали их по методикам Оксфорда и в результате сумели доказать, что наши зарубежные коллеги ошиблись.

- Следовательно, у вас, как у ученого, нет сомнений в том, что плащаница подлинная?

- То, что ей вполне может быть 2000 лет и она несет на себе следы человеческого тела - факт. И в том, что человека перед тем, как распять, долго пытали, тоже доказано. При сильных нагрузках и боли состав потожировых выделений меняется. В следах, оставленных на плащанице, содержится большое количество билирубина, что свидетельствует о пытках. Мы искусственным путем составили такую физиологическую композицию, нанесли ее на ткань и нагрели, убедившись, что на льняном куске остались характерные следы. Вот если вы дома попробуете положить наволочку или носовой платок в горячую духовку, то через какое-то время на ткани появятся желтоватые следы - они свидетельствуют о воздействии на ткань различных видов кислот, выделяемых человеком. Подобные процессы происходили с полотном плащаницы. Кстати, определена и группа крови человека, завернутого в нее, - четвертая. Детальный анализ изображения показывает, что человек подвергался бичеванию плетями римского образца, был увенчан колючими ветвями, его запястья и лодыжки были пробиты гвоздями, а в груди - рана... Так что тут все научно обосновано.

- Вы можете объяснить, каким образом на плащанице появилось изображение тела?

- Прежде надо ответить на вопрос: почему еврея похоронили столь необычным образом, ведь иудеев на протяжении 6000 лет хоронили совсем иначе?

Согласно еврейскому обычаю тело убитого неевреями иудея не обмывали, не одевали в саван, а заворачивали в кусок льняной ткани вместе с остатками одежды и обязательно хоронили в тот же день. Еще нюанс - по еврейским обычаям категорически запрещено хоронить в субботу, и тело, в крайнем случае, могло быть просто присыпано землей, а потом перезахоронено. Это значит, что по меньшей мере сутки оно могло лежать завернутым в ткань и присыпанным землей.

Судя по характеру изображения, так оно и было. Затем произошло какое-то событие - землетрясение, оползень, перезахоронение, наконец, воскресение, - в результате которого плащаница отделилась от тела и попала в христианскую общину. Через какое-то время она, видимо, подверглась воздействию высокой температуры, это могло быть при пожаре, неосторожной сушке у костра или очага. Либо сходные химические процессы произошли за несколько веков в результате окисления ткани. В любом случае и то, и другое могло привести к появлению на плащанице изображения. В Библии технические подробности похорон описаны очень кратко, например, неизвестно, куда делся мешок с благовониями. Но даже если Никодим в спешке не присыпал тело песком, это могло произойти естественным образом во время землетрясения, которое последовало за похоронами.

- А каков, интересно, предельный срок "жизни" тканей? Что за условия нужны для того, чтобы плащаница не порвалась, не разрушилась?

- Ткани могут храниться очень долго, главное условие - сухой воздух. Ученые обнаружили ткани в скифских курганах, они в довольно приличном состоянии потому, что не подвергались воздействию влаги. Плащаница несет в себе следы пребывания во Франции, Италии, Испании, странах Ближнего Востока. На протяжении пяти веков ею владели герцоги Савойские. В 1983 году, когда умер последний из их рода, реликвия была передана Ватикану, за ее хранение отвечает один из кардиналов. Раз в год плащаницу показывают прихожанам, в остальное время она хранится в специальном помещении с особым режимом температуры и влажности.

Ивойлова Ирина.
Труд, среда, 17.10.2002

 

Виж също:

Към съдържанието на Православната Читалня
Емайл


Pravoslavieto.com - Българският Православен портал в Интернет
    www.Pravoslavieto.com