СВЕЩЕНО ПИСАНИЕ, издание на Светия Синод на Българската църква
www.Pravoslavieto.com  
Старий Завет на Господа Нашего Иисуса Христа
ПСАЛТИР (Книга на Хваленията)

 

Псалом 133

Песен на възлизане.

Благословете сега Господа, всички раби Господни, които стоите нощем в дома Господен (в дворите на дома на нашия Бог).
2. Дигнете ръце към светилището и благословете Господа!
3. Ще те благослови от Сион Господ, Който сътвори небето и земята.

 

На църковнославянски език

Се ныне благословите Господа вси раби Господни, стоящие в храме Господни, во дворех дому Бога нашего,
2. В нощех воздежите руки ваши во святая, и благословите Господа.
3. Благословит тя Господь от Сиона, сотворивый небо и землю

 

 

Беседа на псалом 133-й

Св. Иоанн, архиеп. Константинопольский, Златоуст

Се ныне благословите Господа вси раби Господни, стоящии в храме Господни (Пс. 133, 1).

1. Здесь пророк оканчивает песни степеней, давая своей речи прекрасное заключение, — славословие и благословение. Он желает, чтобы рабы Господни были такими не только по вероисповеданию, но и по образу жизни. Посему и прибавляет: стоящии в храме Господни, во дворех дому Бога нашего. Нечистому и оскверненному непозволительно даже входить в священную ограду. Посему, кто достоин войти, тот достоин и благословлять. Дом Божий подобен небу; как туда не позволяется входить никак противной силе, так и в дом Божий. Представь, человек, какое ты получил достоинство, и, так как сам ты сделался храмом (Божиим), какую ты должен наблюдать чистоту? Как же ты можешь соблюдать чистоту? Если станешь отвергать всякий порочный помысл, если сделаешь область своих мыслей недоступною для диавольских внушений, если будешь постоянно украшать свою душу, как неприступное святилище. Если в храме Иудейском не всякое место доступно было для всех, но было много различных отделений, из которых одно назначалось для прозелитов, другое для иудеев по происхождению, иное для священников, иное для одного первосвященника, и притом даже для него не всегда, а только однажды в год; то представь, какую святость нужно иметь тебе, получившему знамения гораздо важнейши0осподь херувимов обитает в тебе, не стамну, манну, каменные скрижали и жезл Ааранов получаешь ты, но тело и кровь Господа, Дух вместо письмени, благодать, превышающую человеческое разумение, и дар неизреченный. А чем больших ты удостоен знамений и страшных таинств, тем большая требуется от тебя святость, и тем большему подвергнешься наказанию, если преступишь заповеданное тебе.

В нощех воздежите руки вашя во святая. Другой: свято. И благословите Господа (ст. 2). Для чего сказал он: в нощех? Желая научить нас, чтобы мы не всю ночь тратили на сон, и показать, что тогда молитвы бывают чище, когда легче ум и меньше забот. Если же ночью должно ходить во святилище, то представь, может ли получить прощение тот, кто и дома не совершает молитв в это время. Пророк поднимает тебя с постели и ведет к храму, заповедуя проводить ночь там; а ты, и оставаясь дома, не делаешь этого. Хорошо сказано: свято, этим внушается, что молиться должно без памятозлобия, без любостяжания, без всякого другого подобного греха, погубляющего душу. И благословите Господа. Совершенное благословение бывает особенно тогда, когда с словами согласна и жизнь, когда ты делами прославляешь создавшего тебя Бога, по слову евангелия: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца ващего, иже на небесех (Мф. 5, 16).

Благословит тя Господь от Сиона, сотворивый небо и землю (ст. 3). То есть, если ты будешь делать это, то и сам получишь благословение от Бога, — если будешь так проводить ночи, если будешь молиться свято, если будешь достоин стоять в доме Господнем, если самого себя сделаешь благопотребным храмом. Таким образом, преподав наставление, какое нужно было, пророк заключает речь молитвою. Превосходному учителю свойственно — и исправлять слушателя советом и укреплять молитвами. Что хочет он выразить словом: от Сиона? Это имя было для иудеев вожделенно: там совершались все священные обряды. Посему он молится, чтобы они опять получили прежнее общественное устройство, совершали те же священные обряды и получили такое благословение. Затем, возводя их к более высоким понятиям и научая, что Бог находится везде, а храм Он повелел построить по причине их немощи, и что призывать Его должно везде, прибавляет: сотворивый небо и землю. Иудеи тогда призывали Бога в своем храме, а мы — на всяком месте, во всякой стране, и в доме, и на торжище, и в пустыне, и на корабле, и в гостинице, и где бы мы ни были. Место нисколько не препятствует молитве, только бы настроение души соответствовало молитве. Устроив себя таким образом, будем призывать Бога везде, и Он придет к нам и поможет нам, сделает все трудное для нас легким и удобным и удостоит нас будущих благ, которых да сподобимся все мы, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава ныне, и присно, во веки веков. Аминь.

Текст приводится по изданию: "Избранные проповеди святых отцов Церкви и современных проповедников", Благовест, б/г. Репринт с "Сборникъ проповjьдническихъ образцовъ (проповjьди свято-отеческiя и церковно-отечественныя). Въ двухъ частяхъ. Составилъ преподаватель Донской Духовной Семинарiи Платонъ Дударевъ. Второе изданiе, исправленное и дополненное. С.-Петербургъ. Изданiе И.Л. Тузова, Гостиный дворъ, 45, 1912." c.139-141.
http://orthlib.narod.ru

 

С В.  П И С А Н И Е


Pravoslavieto.com - Българският Православен портал в Интернет
    www.Pravoslavieto.com