Символ на вярата от св. Григорий Неокесарийски
Символ веры святителя Григория Чудотворца

 

Св. Григорий Чудотворец. Икона от XII в. от Константинопол. източник pravoslavie.ru
Св. Григорий Чудотворец († 265 г.)

 

:: Символ на вярата от св. Григорий Чудотворец

:: Символ веры Святителя Григория Чудотворца

:: О Символе святого Григория Неокесарийского архиеп. Василий (Кривошеин)

:: Нашата вяра Основни доктрини и вероизповедни формули

 

 

Символ на вярата от св. Григорий Чудотворец

"Един е Бог, Отец на Живото Слово, на Ипостасната Премъдрост, на Силата и Вечния Образ, Съвършен Родител на Съвършения, Отец на Единородния Син.

Един е Господ, Един от Единия, Бог от Бога, Образ и Изображение на Божеството, Слово действено, Премъдрост, обхващаща всичко съществуващо, и творческа Сила на цялата твар, Истинен Син на Истинен Отец, Невидим, Нетленен, Безсмъртен и съвечен Син на Невидим, Нетленен и Вечен Отец.

И Един е Дух Светий, Който изхожда от Отца и е явен на хората чрез Сина, Съвършен Образ на Съвършения Син, Живот, Причина за всичко живо, Източник Свят, Светиня, подаваща освещение, в Който открива Себе Си Бог Отец, Който е над всички и над всичко, и Бог Син, чрез Когото е всичко, Троица съвършена, по слава, вечност и царство неразделяема и неотчуждаема.

И така, в Троицата няма нищо сътворено или служебно, или привнесено, което да не е било преди, а впоследствие да е възникнало. Синът не е имал в нищо недостатък пред Отца и Светият Дух - пред Сина, но Троицата е ненарушима и неизменна, и винаги същата."

Из Житие на св. Григорий Неокесарийски Чудотворец

 

 

Символ веры Святителя Григория Чудотворца

Един Бог, Отец Слова живого, Премудрости ипостасной, и силы и образа вечного; совершенный Родитель совершенного, Отец Сына единородного.

Един Господь, единый от единого, Бог от Бога, начертание и образ Божества, Слово действенное, мудрость, объемлющая состав всего, и сила, зиждущая всю тварь, истинный Сын истинного Отца, невидимый невидимого, нетленный нетленного, бессмертный бессмертного, вечный вечного.

И един Дух Святый, от Бога имеющий бытие и чрез Сына явившийся*, образ Сына совершенного, совершенная жизнь, вина живущих, источник святый, святыня, податель освящения; Им является Бог Отец, иже над всеми и во всех, и Бог Сын, иже чрез всех.

Троица совершенная, славою, вечностию и царством неразделяемая и неотчуждаемая.

Итак, нет в Троице чего-либо сотворенного, или служебного; нет чего-либо привнесенного, как бы прежде не бывшего, а впоследствии привзошедшего. Ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа, но Троица непреложна, неизменна и всегда одна и та же.

Примечания:
* То есть людям.

Текст приводится по изданию: Святого Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского, символ // Вера и жизнь христианская по учению Святых Отцов и Учителей Церкви. М.: Паломник, 1996. С. 322-323. www.halkidon2006.narod.ru

 

 

О Символе святого Григория Неокесарийского

Из эпохи, предшествующей Вселенским соборам, у нас имеется древнейший догматический памятник – символ св. Григория Неокесарийского, составленный им около 260-265 гг. Несомненно православный по содержанию, хотя и выраженный более в философских терминах ученика Оригена, нежели в библейских выражениях, как это свойственно церковным символам, он более отражает личную веру св. Григория Чудотворца, чем вероучение Неокесарийской Церкви.

Символ веры был хорошо известен отцам IV века, в частности, св. Афанасию Александрийскому, и использован ими в полемике с арианами, так как в нем ярко выражена вера в несозданность Лиц Св. Троицы. Тем не менее, отцы Вселенских Соборов не сочли нужным ссылаться на него в соборных Деяниях или включить его в свои постановления и признать его как официальный Символ Церкви наряду с Никео-Цареградским – отчасти, можно думать, из-за его частного характера, еще более потому, что, по их убеждению, Никео-Цареградский Символ был и должен быть единственным Символом Церкви, незыблемым и незаменимым каким-либо другим текстом, даже если в нем нет ничего противного Православию.

Таково, полагаем, должно быть и наше отношение к символу св. Григория Чудотворца, вопреки мнению митрополита Макария (Булгакова), приравнивавшего его – в смысле авторитетности – к вероисповеданиям Вселенских Соборов.

Мы должны высоко ценить и любить символ св. Григория Неокесарийского, как древний и яркий по содержанию и форме памятник его и нашей веры, но не придавать ему значения авторитетного и общецерковного исповедания, каким он никогда не был.

Василий (Кривошеин), архиепископ Брюссельский и Бельгийский (1900-1985)
Из "Символические тексты в Православной Церкви"

 

Виж също:

Към съдържанието на Православната Читалня
Емайл


Pravoslavieto.com - Българският Православен портал в Интернет
    www.Pravoslavieto.com