Майстор-зограф Дионисий

Master Dionysius
Maître Denis

(ок. 1440 - ок. 1502-1510 година)

 

Възкресение Христово. Детайл от стенопис от 1502 г. Ферапонтов Белозерский монастырь. Собор Рождества Богородицы.
       Възкресение Христово (Слизане в ада).
                      Икона от 1502 г.

 

:: Кратко животоописание

:: Икони и фрески от Дионисий

:: Музей фресок Дионисия

:: Средновековни майстори иконописци

:: Михаил Астрапа и Евтихий
:: Мануил Панселинос
:: Теофан Грек
:: Теофан Критски
:: Св. Андрей Рубльов

 

 

 

Кратко животоописание

Дионисий е руски живописец и иконописец, продължител на традицията на св. Андрей Рублёв, най-значимият представител на московската школа от края на XV век.

Сам или с други иконописци Дионисий е зографисал много манастири, в т.ч. църквата Рождество Богородично в Пафнутиевия манастир в Боровск (1467-1477), иконите на иконостаса в Успенския собор на Московския Кремъл (1481-1482), иконите и фреските на съборната църква "Успение Богородично" в Иосифо-Волоколамския манастир (1485-1486). Със синовете си Теодоси и Владимир Дионисий е изрисувал фреските и иконите в Терапонтовия манастир (1500-1502), които представляват едни от най-съвършените образци на средновековното руско монументално изкуство.

Отличителни черти на неговото изкуство са елегантните, удължени и грациозни фигури, тънкият, уверен рисунък и изискан колорит и светлите, прозрачни цветове.

Една от най-ранните му съхранени творби е "Богородица Одигитрия" ("Богоматерь Одигитрия"  от 1482 г. в Московския Вознесенски манастир.

В Третяковската галерия се намират още две икони, дело на Дионисий - "Спас в силите" и "Разпятие", и двете от 1500 година.

Pravoslavieto.com

Възкресение Христово. Детайл от стенопис от 1502 г. Ферапонтов Белозерский монастырь. Собор Рождества Богородицы.
       Възкресение Христово (Слизане в ада).
Икона от 1502 г.

 

 

Дионисий (ок. 1440-е - 1502/08)

Н.А. Федорова

Немногое известно о замечательном мастере, которого древний летописец называет "изящным и зело хитрым в русской земли". Родился Дионисий около 1440 года, уже в молодости был известен, работал по всей Московской Руси.

Между 1467 - 1477 годами он с живописцем Митрофаном расписывает церковь Рождества Богородицы в Пафнутьевом монастыре, затем едет в Москву, выполняет иконостас для кремлевской церкви Святой Богородицы, как назывался тогда Успенский собор, построенный итальянским архитектором Фиоравенти. Его помощниками в этой работе, как сообщает летопись, были "поп Тимофей, Ярец да Коня". В дальнейшем творческая биография Дионисия связана с Иосифо-Волоколамским монастырем: там он работал над иконами для соборной церкви Успения Богоматери, возглавляя живописную артель. Древний летописец называет эти работы "вельми прекрасными".

Из ранних икон мастера сохранилась лишь одна - "Богоматерь Одигитрия" из московского Вознесенского монастыря (1482, ГТГ), - но она не дает полного представления о характере творчества Дионисия, так как является воспроизведением сгоревшего греческого оригинала. Образ богоматери здесь торжественный, холодно-сдержанный. В Третьяковской галерее находятся еще две иконы работы Дионисия - "Спас в силах" и "Распятие" (1500). В них чувствуются истоки творчества Дионисия - традиции Андрея Рублева, которые мастер использует в соответствии с эстетическими идеалами своего времени. В иконе "Распятие" фигуры святых приобретают подчеркнутое изящество силуэтов, пропорции удлиняются, что в сочетании со светлым колоритом создает впечатление большой легкости. Трагическая сцена получает спокойное, просветленное звучание. "Распятие" по стилю приближается к фрескам храма Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре - одному из наиболее замечательных памятников древней Руси и самому великому творению Дионисия.

Монастырь был основан в XIV веке на Севере Руси выходцем из Москвы монахом Ферапонтом. К счастью, фрески дошли до нас в хорошей сохранности. Более того, в храме осталась древняя надпись, из которой становится известно, что авторами являются "иконник Дионисий со своими чада", т. е. сыновьями Феодосием и Владимиром, а роспись начата была летом 1500-го и закончена к 1502 году.

Фрески Ферапонтова монастыря объединены общей темой прославления богоматери, ее величия и милосердия и, безусловно, их замысел принадлежит самому Дионисию. Росписи украшают не только интерьер, но и фасад храма, где изображен главный сюжет - "Рождество богородицы". Композиция объединяет эпизоды в плавном, спокойном ритме повествования. Анна - на ложе в окружении грациозных прислужниц; рядом идут приготовления к купанию младенца, маленькая Мария покоится в колыбели. Анна и Иоаким нежно ласкают дочь. В этих эпизодах особая интимность, лиричность соединяются с величавостью, поэтической приподнятостью.

Развитие темы продолжается внутри храма, здесь фрески расположены в четыре ряда, сплошь покрывая стены и своды. Перед зрителем проходит несколько сцен: "Благовещение", где Мария взволнованно слушает весть, принесенную ей архангелом Гавриилом; "Покров богородицы", когда, торжественно возвышаясь на фоне храма, богоматерь в образе царицы небесной осеняет человечество своим покровом - символом защиты от бед. В сцене "Страшного суда" богоматерь молит за человечество грозного судию. Особая роль отводилась изображению церковных песнопений во славу Марии: "О тебе радуется", "Похвала богородице".

Дионисий любил сложные многофигурные сцены, где фигуры построены так, что кажутся особенно легкими, изящными, движения их естественны, разнообразны, даже прислужницы и нищие обретают у него царственную осанку. Мастер подчеркивает достоинство человека, мысль о единении рода человеческого; он стремится передать различные переживания, но никогда не изображает сильных страстей - чувства его персонажей всегда сдержанны, исполнены благородства. Композиции сцен, при всей сложности, строго уравновешены, обладают четкой завершенностью, а мастерский рисунок, плавность линий придают росписи музыкальность. Все сцены подчинены четкому ритму, словно многоголосные напевы, в которых звучит единая величавая и нежная мелодия.

Однако наибольшей силой эмоционального воздействия отличается колорит. Дионисий не любит ярких красок, он как бы чуть приглушает цвет, высветляя палитру, отчего она обретает особую нежность, мягкость, какую-то сияющую чистоту. В богатой гамме гармонически переплетаются бледно-зеленые, золотисто-желтые, розоватые, белые, вишневые, серебристо-серые тона и как лейтмотив всего цветового решения звучит небесно-голубая лазурь. Изображение человеческих фигур и пейзажа, полностью подчиненных плоскости стены, прозрачность красок подчеркивают легкость архитектурных форм, как бы раздвигают стены храма, делая его более просторным и светлым, а суровая северная природа, окружающая храм, усиливает радостное, праздничное звучание живописи.

Помимо росписей, в храме находился иконостас, выполненный также Дионисием и сыновьями. Эти иконы в настоящее время хранятся в музее города Белозерска, Третьяковской галерее, Русском музее. Иконы, как и росписи, отличаются изысканной красотой и утонченностью живописи; особенно прекрасна "Богоматерь Одигитрия": женственно-нежная и строго-величавая, она гордо несет в мир своего божественного младенца.

Работы для Ферапонтова монастыря завершили творческий путь Дионисия. Предполагается, что умер великий живописец в период между 1502-1508 годами, так как уже в 1508 году живописную артель возглавил его сын.

Творчество Дионисия - ликующая светлая песнь в красках, прославляющая добро и красоту, - явилось выражением блестящего расцвета культуры и искусства эпохи, когда молодое русское государство утверждало свое могущество.

Федорова Н.А.

Материалы из книги: Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г.

 

 

Икони и стенописи от Дионисий

 

Четвъртият вселенски събор. Стенопис от XVI в. от Дионисий в храм "Рождества на Пресвета Богородица" в Терапонтовия манастир. Източник: www.cultinfo.ru
Четвъртият вселенски събор.
Стенопис от 1502 г. от Дионисий в храм "Рождества на Пресвета Богородица" в Терапонтовия манастир.
Източник: www.cultinfo.ru

 

 

Сватбата в Кана Галилейска (The Wedding at Cana). Фреска от Дионисий в храма "Рождество на Пресвета Богородица" в Терапонтовия манастир, източник: materinstvo.ru. Фреска Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря
Сватбата в Кана Галилейска (The Wedding at Cana). Фреска от Дионисий в храма "Рождество на Пресвета Богородица" в Терапонтовия манастир, източник: www.materinstvo.ru.

 

 

Брачният пир. Дионисий
Брачният пир.
Фреска от Дионисий, XV век

 

 


Притча за десетте девици. Фреска от Дионисий

 

 

 

Тома неверни. Икона от ок. 1500 г. Школата на Дионисий. Третяковската галерия в Москва. Doubting Thomas, Russian icon, 1500, school of Dionysius, The Tretyakov Gallery, Moscow
Уверението на св. ап. Тома.
Икона от ок. 1500 г. Школата на Дионисий. Третяковската галерия в Москва.

 

Виж също:

 

Към съдържанието на Православната Читалня
Емайл


Pravoslavieto.com - Българският Православен портал в Интернет
    www.Pravoslavieto.com